Развитие речи у дошкольников



Как поощрять ребенка к акту говорения? Что необходимо делать, чтобы его словарный запас пополнялся? О чем говорить с ребенком?
Об этом поговорили с педагогом по речи и актрисой театра "АСМ-Арт" Дариной Дружиной.


Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите, помните, знаете. Поощряйте его любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос. Постоянно пополняйте словарный запас малыша новыми словами. От вас зависит, будет ли развитым ваш малыш.

Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ребенком новые задачи. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Чем более разнообразна жизнь ребенка, тем больше поводов для разговора.

Умейте, слушать малышей. Детям, необходимо говорить, рассказывать, объяснять все самим. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить ударение и произношение, но всегда нужно дать выговориться малышу и научиться, очень внимательно его слушать, не перебивая и не торопя. Ведь ребенку в этом возрасте очень легко сбиться, отвлечься.

«Мы тревожимся о том, каким человеком вырастет наш ребенок; но забываем, что он уже личность»
Сташия Таушер

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью.

Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его речь без слов. Сделайте вид, что не знаете, чего он хочет. Побуждайте его просить. Чем дольше будете понимать жестовую речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

«Дети редко перевирают наши слова. Они удивительно точно повторяют все то, чего нам не следовало говорить»

    Речь формируется по подражанию

    Родителям ребенка, имеющим речевые недостатки, необходимо контролировать собственную речь, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. При этом, указывая ребенку, на какие либо конкретные ошибки, необходимо следить за отсутствием их и в собственной речи.

    Быстрая, торопливая речь – неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, правильно. Не позволяете и малышу говорить быстро.

    Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

    Сказка, рассказанная на ночь

    Ваше чтение перед сном. Доказано, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением.
    Воспитывая других, мы воспитываем, прежде всего и самих себя.

    Умственное развитие неотделимо от речевого. Поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать и все его психические процессы: совершенствовать мыслительные операции, улучшать и расширять возможности запоминания, активизировать внимание, развивать способности к творчеству и поощрять его воображение.

    Мелкая моторика
    Мелкая моторика – так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь! Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, игры типа «Сорока, сорока», затем игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застегивание пуговиц и т.д.
    Иллюстрации в детских книгах, соответствующие возрасту ребенка, - прекрасное пособие для развития речи! Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: Где? Кто? Когда? Что делает? и т.д.

    Фольклор – лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются.

    «Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т. е. к норме. Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи).